Обращаясь за медицинской помощью, пациент рассчитывает, что она будет оказана квалифицированными врачами, своевременно и качественно, а по полису ОМС еще и бесплатно. В вопросах своевременности оказания медицинской помощи, правильности выбора метод ной и качественной медицин- ской помощи, можно отметить такие:
• несвоевременное оказание медицинской помощи;
• ненадлежащее исполнение функций со стороны медицинского персонала;
• неправильно поставлен диагноз;
• не проведены диагностические исследования и не назначено эффективное лечение;
• пациентов вынуждают оплачивать те медицинские услуги, которые должны быть предоставлены им бесплатно в рамках ОМС;
• затягиваются сроки предоставления бесплатных исследований и т.д.
Из-за некачественной медицинской помощи у пациента может ухудшиться здоровье, ему могут потребоваться дополнительные расходы на восстановительное лечение и даже наступить инвалидность.
Нередко пациент платит за положенные по полису ОМС бесплатные услуги, потому что нет сил и времени ждать.
Защитить свое право на качественную медицинскую помощь пациент может, ознакомившись с двумя основными документами: Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи и Стандартом оказания медицинской помощи при тех или иных видах заболеваний. (см блок регулирующие документы)
Территориальная программа государственных гарантий утверждается в регионе на год. Ее текст должен быть вывешен в холле любого лечебного учреждения. Прочитав программу, пациент может узнать сроки ожидания плановых диагностических исследований, ожидания приема врача и специалистов, сроки плановой госпитализации.
Например, врач говорит пациенту, что бесплатного УЗИ или КТ нужно ждать два месяца, а за плату эти услуги могут быть оказаны на следующий день. Чтобы проверить, действительно ли это так, посмотрите сроки ожидания плановых диагностических исследований, ожидания приема врача и узких специалистов, сроки плановой госпитализации указаны в программе государственных гарантий. Нужно ли платить за назначенное врачом исследование, можно узнать, посмотрев Стандарт оказания медицинской помощи.
Стандарт лечения – это утвержденный Минздравом России список бесплатных услуг и лекарств, разработанных для определенного заболевания. Проще говоря – чем и как должны лечить пациента. При лечении в стационаре стандарт содержит перечень бесплатных лекарств для всех без исключения пациентов. При амбулаторном лечении лекарства из стандарта бесплатны лишь для федеральных и региональных льготников.
Важно! Лекарства, не входящие в стандарт, могут быть назначены пациенту в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Это правило касается назначения лекарств при лечении любых заболеваний – при стационарном или амбулаторном лечении.
Если в стационаре пациента заставляют платить за стандартные диагностику или лекарства, а при амбулаторном лечении в поликлинике – оплачивать диагностику (например, анализы или УЗИ), необходимо обратиться к главному врачу, сказав, что после оплаты вы напишете в страховую компанию заявление на возмещение потраченных денежных средств. Иногда этого достаточно: чтобы не привлекать внимания страховой компании и ТФОМС, руководители поликлиник стараются уладить конфликт и удовлетворяют законные требования пациента.
Если обращение к главврачу не по-могло, нужно сдержать свое обещание: заранее позвонить в страховую компанию, выдавшую полис ОМС, или обратиться туда лично. Врач-эксперт сможет подсказать, действительно ли услуга является плат- ной или ее должны оказать бесплатно по полису ОМС, расскажет о сроках ожидания диагностических исследований, которые по вине врачей иногда затягиваются на несколько месяцев. По вашей жалобе специалист страховой компании может позвонить главному врачу и попросить решить проблему оказания услуги в пределах указанных сроков ожидания и бесплатно, если, конечно, необходимая услуга входит в программу ОМС.
С такими же жалобами можно обращаться в ТФОМС и минздрав области по телефонам горячей линии. Экспертиза качества медпомощи: зачем она нужна и как ее провести
Эксперты страховой компании не только консультируют граждан, помогая им получить бесплатную медицинскую помощь, но и в случае письменного обращения к ним проводят экспертизу качества уже оказанной медицинской помощи, составляя соответствующее экспертное заключение.
1. Если пациента заставили заплатить при лечении в условиях стационара за услуги в объеме программы ОМС, то по заявлению пациента страховщику ему перечисляются на сберкнижку денежные средства за купленные в стационаре лекарства, входящие в стандарт и Перечень ЖНВЛП.
2. По итогам экспертизы заявление пострадавшего пациента (или его законного представителя) страховщики могут направить руко- водителю поликлиники, чтобы добиться добровольной выплаты компенсации за причиненный материальный вред в досудебном порядке. Однако поликлиника может отказаться от добровольного возмещения вреда, тогда придется обращаться в суд. Кстати, с предложением уладить конфликт в досудебном порядке пациент может обратиться в поликлинику, но не обязан, а волен идти прямо в суд.
3. Если пациент намерен обращаться в суд, то экспертное заключение поможет ему разобраться, действительно ли ему была оказана некачественная медицинская помощь или он ошибается с оценкой действий врачей.
Если экспертиза придет к выводу о причинении вреда жизни и здоровью в результате некачественно оказанной ме- дицинской помощи, выводы эксперта помогут пациенту приблизительно оценить исход судебного процесса по иску о возмещении убытков и компенсации морального вреда. После проведенной экспертизы пациент уже будет знать, в чем именно заключается нарушение его прав. Право на возмещение ущерба имеет сам пациент, а в случае летального исхода – его родственники.